Javascript is required

Тест на "укачивание": BYD Song Plus, AITO M5 и VW I.D4 CROZZ

5/22/2024

С быстрым развитием рынка электромобилей, многие покупатели уже сейчас скорее выберут электромобиль, чем ДВС.

Но, как оказалось, большой проблемой электромобилей стала склонность к укачиванию во время езды, что отпугивает некоторых особо чувствительных покупателей.


Причины укачивания:

  • разгон "резче", чем в ДВС, ведь вся мощность доступна сразу
  • система рекуперации в некоторых моделях EV очень резкая
  • шум работы электромотора намного ниже, чем у двигателя, из-за чего пассажиры теряют ориентиры в пространстве.

На самом деле, если говорить прямо, вестибулярный, оптический, слуховой анализаторы, рецепторы мышечно-суставных ощущений в электромобиле могут противоречить друг другу. Когда мозг получает совершенно разные информации (отличные от привычных в ДВС), он ошибочно думает, что это иллюзия, что приводит к тошноте и рвоте.



Все ли электромобили укачивают одинаково? Давайте посмотрим!

Для теста взяли три популярных модели:

  • BYD Song Plus EV
  • VW I.D4 CROZZ
  • AITO M5 EV


Первое испытание – ускорение.

Три автомобиля должны разогнаться с 0 до 40 км/ч в за определенный отрезок, а затем держать скорость еще один отрезок пути, чтобы имитировать езду в городе со светофорами. Чтобы избежать влияния рекуперации, в автомобилях значение рекуперации задали на минимум.

  • первым поехал AITO M5 EV. Диапазон отклонения маятника составил 80° - 110° (разница 30)
  • вторым был BYD Song PLUS EV. Это одна из самых популярных моделей на рынке, а средний ежемесячный объем продаж составляет более 10 000 единиц. Однако Song PLUS EV при старте значительно поднимал переднюю часть автомобиля. Когда скорость автомобиля достигла 40 км/ч, в а педаль газа вы отпустили, маятник пошатнулся сильно. Итого отклонение 75°- 115° (разница 40)
  • третьим поехал Volkswagen ID.4 CROZZ. отклонения маятника составил 80° – 105° (разница 25) - итого, в первом тесте лучший результат.


Благодаря этому тесту нетрудно сделать вывод, что в сценариях городского движения, помимо мощности, важным показателем является контроль крутящего момента двигателя. AITO M5 EV имеет хорошие характеристики, но только опытный водитель справится с очень чувствительной педалью газа для плавного ускорения; в BYD Song PLUS EV контроль педали газа оказался тоже не простым. В результате маятник на крыше успел раскачаться и показать худший результат.

Благодаря чисто электрической платформе, ID.4 CROZZ имеет более низкий центр тяжести, что позволяет эффективно подавлять наклон при трогании с места. 

Для электромобилей настройка рекуперации энергии очень популярная функция, ведь именно она позволяет экономить расход энергии.


Второй тест. Фиксированная скорость 20 км/ч и 40 км/ч с настройками рекуперации: низкая и высокая.

  • ID.4 CROZZ, скорость 20 км/ч, низкая рекуперация - практически не ощущается ощущение тяги электромотора. Отклонение маятника всего 85° – 100° (разница 15)
  • ID.4 CROZZ, скорость 40 км/ч, высокая рекуперация - отклонение маятника 75° – 113° (разница 38)


  • BYD Song PLUS EV, скорость 20 км/ч, низкая рекуперация-  диапазон раскачивания маятника 80° – 103° (разница 23)
  • BYD Song PLUS EV, скорость 40 км/ч, высокая рекуперация - замедление автомобиля ощущается сильно и для пассажиров, и для водителя. Диапазон раскачивания маятника 72° - 106° (разница 34)


  • AITO M5 EV, скорость 20 км/ч, низкая рекуперация - диапазон качания небольшой, всего 82 °- 95° (разница 13)
  • AITO M5 EV, скорость 40 км/ч, высокая рекуперация -  диапазон качания 70° – 90° (разница 20)



Из двух тестов, в тесте на восстановление низкой кинетической энергии на скорости 20-0 км/ч среднее значение G у ID.4 CROZZ такое же, как у BYD Song PLUS EV, но расстояние больше, а ход маятника меньше.


В тесте на восстановление высокой кинетической энергии на скорости 40–0 км/ч среднее значение G и качание маятника BYD Song PLUS EV оказались в проигрыше по сравнению с двумя другими автомобилями.



По итогам двух тестов лучше всех показал себя Volkswagen ID.4 CROZZ.

Среди трех протестированных автомобилей интенсивность рекуперации энергии AITO M5 EV и BYD Song PLUS EV можно регулировать, но во время ускорения и замедления водителю все равно необходимо точно управлять педалью газа, чтобы не укачать пассажиров сзади.


Volkswagen ID.4 CROZZ имеет две уникальные передачи. В режиме D рекуперацию энергии можно практически полностью отключить, что аналогично обычному "накату". В режиме B интенсивность восстановления энергии относительно высока. В этом случае ощущение сопротивления не такое сильное, как у двух других автомобилей, поэтому контроль нажатия педали газа не нужен.


Но описанные тесты не значат, что что проблему создает водитель, когда нажимает плавно или резко на педаль газа. Это также во многом связано с собственной калибровкой ускорения и восстановления энергии автомобиля. Помимо головокружения, вызванного разгоном и торможением, толчки, повороты, частые старты, остановки и другие факторы тоже могут вызвать укачивание в ежедневном городском ритме.


Поэтому провели третий тест. Станут ли конструкция рамы и различные регулировки шасси одной из причин укачивания?



В третьем тесте дорога состоит из непрерывной ухабистой дороги, затяжного поворота и моделирования затора.

В автомобилях включили режим рекуперации на минимум и посадили пассажира.

Пассажиру нужно было играть на смартфоне в игру и в конце дать оценку, сколько раз его "подбросит".



Результаты 3 теста:

  • в BYD Song PLUS EV передний привод, стоит независимая трехрычажная подвеска MacPherson и многорычажная независимая подвеска.

На 1 участке сплошной неровной местности диапазон качания маятника достиг 50° – 115°, на 2 участке затяжного поворота результат был 60° – 115°, а на участке 3 имитирования затора амплитуда достигла 40°– 135°. 

В итоге BYD Song PLUS EV проехал путь за 49 секунд, а пассажир "подпрыгнул" 3 раза.

  • В ID.4 CROZZ задний привод, стоит пятирычажная подвеска MacPherson + многорычажная независимая подвеска, ​​по сравнению с трехрычажной подвеской Song PLUS EV.

На 1 отрезке диапазон качания маятника составил 65° - 120°, на втором отрезке затяжного поворота был всего 58° – 103°, а в заторах 58° – 120°.

Весь путь занял всего 39,2 секунды, а пассажир не испытал "прыжков".

  • AITO M5 задний привод, независимая подвеска на двойных поперечных рычагах и ногорычажная независимая подвеска.

На первом участке сплошной неровной местности диапазон качания маятника был 43° - 115°, на затяжном повороте 55° – 103°, в на третьем участке заторов - 60° – 111°.

Чтобы пройти три участка, потребовалось 40,9 секунды, а пассажир "подпрыгнул" 2 раза.


Результаты:

Благодаря отличным настройкам Volkswagen, даже с передней подвеской MacPherson, ID.4 CROZZ все равно потратил меньше времени, чем AITO M5 EV, в котором передняя подвеска на двойных поперечных рычагах. BYD Song PLUS EV не только отстал от двух других автомобилей по времени, но также чащу других "укачал" пассажира.

В итоге Volkswagen ID.4 CROZZ показал лучшие результаты во всех тестах.



Сейчас на рынке EV слова «холодильник + большой экран + управление жестами и голосом + караоке» стали синонимами электромобилей, но эта концепция, похоже, "ставит телегу впереди лошади". Комфорт автомобиля основывается не только на отделке и наполнении салона, но также важно качество ежедневного передвижения в городе и на трассах.


В сознании чувствительных людей электромобили почти приравниваются к "морской болезни".

Однако на этих трех тестах ID.4 CROZZ показал, что электромобиль не всегда значит "укачает".