Javascript is required

Культура "996" в китайских компаниях и жалобы

7/4/2024

Китайские компании прославились своей рабочей культурой «996», которую прославляет председатель Alibaba Джек Ма.


996 означает работа с 9:00 до 21:00 каждый день шесть дней в неделю. Тем не менее, утверждается, что некоторые китайские автомобильные компании используют культуру 896, в которой сотрудники с высшим образованием зарабатывают всего 16 юаней в час (около 2 долларов США) и работают с 8:00.


Несколько сотрудников компании Chery недавно жаловались на принуждение к сверхурочной работе без дополнительной оплаты. Большая часть обвинений сосредоточена вокруг юного сотрудника, который устроился в Chery в прошлом году. Он сказал, что в мае он отработал 120 часов сверхурочно в дополнение к своим обычным 174 часам. Но его зарплата в мае составила всего 4800 юаней (660$), что составляет чуть больше 16 юаней (2$) в час.


Другой сотрудник Chery рассказал, что для того, чтобы заставить сотрудников работать сверхурочно, компания регулярно назначала совещания после 18:00, которые иногда длились до 22:00. А совещания на уровне подразделений проводятся всегда по субботам.


Chery попыталась скрыть этот факт, просто изменив историю учета рабочего времени сотрудников, чтобы они отображали часы работы с 8:30 до 17:00, хотя на самом деле все было иначе. Это вызвало раздражение у многих сотрудников. Но есть другие мнения среди работников. В прошлом году руководитель отдела исследований и разработок автомобильных инженерных технологий Chery во внутреннем электронном письме сказал: «Суббота — рабочий день для стремящихся».

Электронное письмо вызвало бурную дискуссию внутри компании и Chery ответила, что изначально план состоял в том, чтобы поучиться у Huawei и дать больше возможностей тем, кто действительно хочет работать. Но сотрудники все равно решили, что это значит, что от них ожидают сверхурочной работы.


И действия компании это подтвердили. Сверхурочные часы в компании используются как способ оценки эффективности работы отдела в целом и могут привести к увольнению работников, которые не работают сверхурочно. Следует отметить, что единственная компенсация за сверхурочную работу составляет 10 юаней (менее 1,50$) за питание. Кроме того, сотрудники сообщают, что им очень сложно попросить отпуск, а некоторые департаменты запрещают выходить на оплачиваемый отпуск.


Возможно, это серьезная проблема не только для Chery, но и для китайской автомобильной промышленности в целом. Одной из проблем в Китае является широкое распространение WeChat, где ожидается, что с человеком всегда можно связаться и поэтому по вопросам работы с ним часто связываются в нерабочее время.

Интересно, что жалобы в Chery больше касаются отделов исследований и разработок, чем фактического производства автомобилей. В мае была забастовка на заводе BYD, которая фактически сводилась к отмене сверхурочной работы. Сотрудники завода перерабатывали, чтобы повысить свою зарплату с 2490 юаней (345$) до 5000–6500 юаней (690–897$). Стоит отметить, что зарплата рабочих BYD, включая сверхурочную работу, выше зарплата в Chery.