Javascript is required

Китай меняет правила игры: отмена освобождения от налога на электромобили в 2026 году

11/10/2025

Китайский рынок электромобилей переживает неспокойные времена: грядет серьёзная корректировка налоговой политики, которая до этого поддерживала рост спроса на электромобили в Китае. Разберём, как изменение льгот повлияет на покупателей и почему сейчас — возможно, лучшее время для заказа электромобиля из Китая.


Что меняется с 2026 года?

Согласно данным Центрального телевидения Китая, с 1 января 2026 года завершится эпоха полного освобождения от налога на покупку электромобилей (NEV).


Новые правила, действующие до 2027 года, предусматривают:

  • снижение налоговой льготы с 30 000 юаней (≈4 200 долларов США) до 15 000 юаней (≈2 100 долларов США);
  • переход на 50 %‑ное освобождение от налога вместо прежних 100 %.


Это означает, что покупатели будут платить больше — и многие спешат оформить заказ до конца 2025 года, чтобы воспользоваться максимальными льготами.


Ажиотаж в автосалонах: рост заказов на 60 %

По информации Sina Finance, предновогодний сезон совпал с ожидаемым изменением политики, что спровоцировало рекордные объёмы заказов. Некоторые дилерские центры сообщают о росте спроса почти на 60 % по сравнению с обычными месячными показателями. Покупатели стремятся:

  • зафиксировать цену;
  • получить максимальную налоговую льготу;
  • избежать повышения затрат в 2026 году.


Новые требования к электромобилям: фокус на качество

В октябре 2025 года Министерство промышленности и информационных технологий Китая, Министерство финансов и Государственное налоговое управление ужесточили критерии для получения льгот.

Теперь подключаемые гибриды и последовательные гибриды должны иметь минимум 100 км запаса хода на электротяге, поэтому сразу отсеиваются модели с низкими техническими характеристиками.


Это часть стратегии Пекина по переориентации рынка с «ценовой конкуренции» на «конкуренцию, основанную на ценности» — то есть на качество, инновации и технологичность.


Что ждать дальше: краткосрочный бум и долгосрочные изменения

Аналитики прогнозируют два сценария:

  • Краткосрочный всплеск продаж — покупатели спешат воспользоваться льготами до конца 2025 года.
  • Потенциальное замедление в начале 2026 года — после вступления в силу новых правил спрос может снизиться.


При этом рынок уже достиг зрелости: доля электромобилей превышает 45 % от всех новых авто. Это значит, что дальнейший рост будет зависеть не столько от субсидий, сколько от:

  • технологических инноваций;
  • улучшения характеристик моделей;
  • расширения инфраструктуры зарядки.


Исторический контекст: от субсидий к устойчивости

С 2014 года полное освобождение от налога стимулировало взрывной рост рынка электромобилей в Китае. Теперь власти делают ставку на устойчивость и качество, постепенно снижая зависимость от субсидий. Это важный шаг для крупнейшего в мире рынка NEV, который уже не нуждается в тотальной поддержке, а готов к самостоятельной эволюции.


Следите за новостями: изменения в налоговой политике могут повлиять на ценообразование и доступность китайских электромобилей на экспортных рынках.