Благодаря новой автомобильной промышленности Китая, рынок импорта и экспорта Китая претерпел потрясающие изменения.
Он впервые вышел на основной европейский рынок.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (КАА), экспорт автомобилей Китая с января по апрель 2024 года составил 1,827 млн единиц, увеличившись в годовом исчислении на 33,4%, что значительно превысило темп роста внутренних продаж, которые выросли на 5,6%.
Доля рынка электромобилей Китая на текущий момент составляет половину (!) мирового рынка.
В 2022 году объем автомобильного экспорта Китая обогнал Германию и занял второе место в мире, уступая только Японии.
В 2023 году Китай обогнал и Японию, с разрывом в объеме экспорта в 162 000 автомобилей и стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей.
Цуй Дуншу, генеральный секретарь Объединенной ассоциации информации о рынке легковых автомобилей, опубликовал заявление, в котором сказал: "Выход на мировой рынок станет следующей целью для автомобильной промышленности Китая в ближайшие 10 лет".
За бурным ростом также скрываются некоторые тенденции, которые раньше игнорировали.
Данные показывают, что среди десяти крупнейших автомобильных брендов Китая по объему экспорта автомобилей с января по апрель 2024 года, Chery занял первое место с объемом продаж 272 100 единиц. В апрельском списке экспорта, модели Tiggo 7, Tiggo 5X, Omoda и Tiggo 8 вошли в первую десятку. Tiggo 7 уступает только Tesla Model 3 с 21 000 проданных за апрель 2024 года.
Но есть бренд, которого никто не ждет — MG.
MG следовала за Chery, экспортировав в общей сложности 165 600 автомобилей с января по апрель 2024 года.
В апреле в десятку экспортных моделей MG вошли MG 3, MG ZS и MG5. По мнению китайцев, SAIC MG не добилась успеха на китайском рынке, поскольку продажи с каждым годом только падают. А вот популярность MG на международном рынке действительно неожиданна.
Бренд MG, родившийся в Великобритании, хорошо знаком в Австралии, Юго-Восточной Азии и других регионах, что позволило MG продавать даже после смены владельца.
А вот популярность BYD на зарубежных рынках не удивляет. Даже несмотря на то, что ни одна из моделей BYD не вошла в десятку лучших, BYD имеет самые большие темпы роста среди всех брендов: по сравнению с прошлым годом, рост составил 157,4%. А бренд в рейтинге экспорта занял третье место.
28 мая BYD выпустила технологию DM пятого поколения, расход топлива которой 2,9 л на100 км. Еще один шаг для увеличения продаж на экспортном рынке.
Tesla стабильно в списке лидеров, Geely Auto занял пятое место, экспортировав 115 400 автомобилей, а Changan и Haval - шестое и седьмое места.
Помимо мощных китайских брендов и известной Tesla, внимание привлекли результаты экспорта совместных предприятий на зарубежных рынках. Kia (Dongfeng Yueda Kia Motor Co., Ltd. — совместное предприятие Dongfeng Motor Corporation, Jiangsu Yueda Group и Kia Motors) занял десятое место в списке с 43 200 автомобилями - единственный бренд совместного предприятия в первой десятке. SAIC-GM-Wuling и Dongfeng Honda заняли 13-е и 15-е места, а Changan Lincoln и Guangzhou Automobile Honda заняли 16-е и 20-е места.
Большинство брендов совместных предприятий не достигли успеха на внутреннем рынке и начали экспортировать продукцию на зарубежные рынки.
Раньше стратегия многих совместных предприятий заключалась в том, чтобы добиться успеха на своем рынке, а уже потом выходить на другие. Однако, судя по экспортным данным, воспользоваться развитой цепочкой автомобильной промышленности в России - тоже отличная идея: производить в Китае и продавать на других рынках.
Но, все же, общая тенденция экспорта китайских брендов не так уж хороша. В мае французская газета Le Monde сообщила, что в порту Антверпен-Зебрюгге, крупнейшем в мире автомобильном терминале, парковка, вмещающая 130 тысяч автомобилей, уже переполнена. И переполнена автомобилями китайских брендов.
В 2023 году общий объем продаж китайских брендов на европейском рынке - 321 000 автомобилей, это примерно 2,5% всего европейского рынка.
Экспорт электромобилей из Китая, превышающий спрос на европейском рынке, стал острой проблемой.
Но объемы экспорта достигли рекордного уровня, а стремление китайских брендов выйти на европейский рынок не уменьшилось.
26 мая Ассоциация легковых автомобилей поделилась данными об импорте автомобилей в Китае в 2024 году. Данные показывают, что импорт автомобилей в апреле этого года составил 51 000 единиц, что на 17% меньше, чем в 2023 году, и на 3% меньше, чем в марте, а совокупный объем импорта с января по апрель составил 210 000 единиц, что на 8% меньше, чем в прошлом году.
Что же ввозили в Китай?
Тремя крупнейшими импортируемыми брендами в апреле 2024 года стали Lexus - 14 000, BMW - 13 400 и Mercedes-Benz - 11 400 автомобилей.
По остальным брендам тенденция такая:
Показатели ультра-роскошных брендов были еще более мрачными, включая Bentley, Rolls-Royce, Ferrari, Lamborghini, Aston Martin и McLaren, чьи продажи на китайском рынке упали более, чем на двузначные цифры, к примеру, продажи McLaren упали на 92%.
Импортные автомобили в основном поддерживаются спросом на автомобили класса люкс, в то время как общая тенденция спроса на автомобили ультра-люкса крайне низкая. Кроме того, сложно обстоял дела у импортных автомобилей совместных брендов, в том числе Toyota, Volkswagen, Subaru и других импортных автомобилей.
Регулярное падение цен на китайские модели приведет к снижению цен и на импортные модели. Долгое время в сознании потребителей значилось "импортный, значит хороши", а значит, хорошие цены будут снова стимулировать потребителей покупать импортные бренды.
Сейчас автомобильная промышленность Китая продолжает расти, трансформация электрификации уже изменила структуру рыночного спроса. Спрос на автомобили ДВС неизбежно продолжает сокращаться, а электромобили становятся неизбежной тенденцией.
Так что, нынешнюю стратегию китайских автопроизводителей, похоже, можно выразить одним словом – «сейчас».