Javascript is required

Экспорт электромобилей из Китая взлетел на 99,9 %: итоги октября 2025 года

11/18/2025

Китайский автопром продолжает укреплять позиции на мировом рынке: в октябре 2025 года экспорт электромобилей (NEV - электромобили и гибриды) из Китая вырос на 99,9 % в годовом исчислении. Эти данные, опубликованные Китайской ассоциацией производителей автомобилей (CAAM), подтверждают, что заказ автомобилей из Китая становится всё более актуальным для международного рынка.


Разберём ключевые показатели и тренды, которые формируют новую реальность глобального автопрома.


Общие показатели экспорта: устойчивый рост

В октябре 2025 года Китай экспортировал 666 000 автомобилей — на 2,1 % больше, чем в сентябре, и на 22,9 % выше показателя октября 2024 года. Это уже третий месяц подряд, когда объёмы продаж превышают 600 000 единиц, что свидетельствует о стабильной динамике роста.


Структура экспорта:

  • легковые автомобили — 571 000 единиц (рост на 2,1 % к сентябрю и на 22,8 % к октябрю 2024 года);
  • коммерческие автомобили (грузовики и автобусы) — 94 000 единиц (увеличение на 1,8 % к сентябрю и на 23,5 % к прошлому году).


Электромобили (NEV*)— главный драйвер роста.

*NEV расшифровывается как «New Energy Vehicle» (транспорт на новых источниках энергии) и является общим термином для автомобилей, использующих альтернативные источники энергии. К ним относятся как полностью электрические автомобили (EV), так и подключаемые гибриды (PHEV) и последовательные гибриды (EREV). А если кратко - все автомобили с зарядным портом.


Ключевым фактором успеха стал сектор новых энергетических транспортных средств (NEV). В октябре экспорт NEV достиг 256 000 единиц — это на 15,4 % больше, чем в сентябре, и почти вдвое превышает показатель октября 2024 года. С января по октябрь 2025 года суммарный экспорт NEV составил 2 014 000 единиц, что на 90,4 % выше, чем за аналогичный период прошлого года.


При этом экспорт автомобилей с ДВС демонстрирует спад:

  • в октябре отгружено 409 000 единиц (снижение на 4,8 % к сентябрю и на 0,9 % к октябрю 2024 года);
  • за десять месяцев — 3 601 000 единиц (падение на 5,1 % по сравнению с 2024 годом).


Почему NEV вытесняют традиционные авто

Данные отчётности показывают, что электромобили и подключаемые гибриды становятся основным двигателем экспорта Китая. Это обусловлено двумя ключевыми факторами: рост зарубежного спроса на экологичные транспортные средства и расширение производственных мощностей внутри Китая.


Аналитики отмечают, что темпы роста экспорта NEV уже превысили показатели традиционных авто ДВС, что позволяет Китаю удерживать лидерство в глобальном экспорте электрифицированных транспортных средств.


Внутренний рынок Китая: NEV занимают более половины продаж

Помимо экспорта, Китай демонстрирует сильные позиции и на внутреннем рынке. В октябре 2025 года продажи NEV превысили 50 % от общего объёма рынка. Сочетание мощного внутреннего производства и растущего международного спроса позволяет Китаю оставаться ведущим мировым экспортёром электромобилей.


Итоги октября 2025 года чётко указывают на смену парадигмы в автомобильной торговле Китая:

  • стремительный рост экспорта NEV;
  • сокращение поставок авто с ДВС;
  • укрепление глобального влияния китайской индустрии электромобилей.

Однако, ввиду сокращения субсидий на электромобили (NEV), ситуация с января 2026 года может измениться. В новом году в Китае грядет серьёзная корректировка налоговой политики, которая до этого поддерживала рост спроса на электромобили в Китае.


Новые правила, действующие до 2027 года, предусматривают:

  • снижение налоговой льготы с 30 000 юаней (≈4 200 долларов США) до 15 000 юаней (≈2 100 долларов США);
  • переход на 50 %‑ное освобождение от налога вместо прежних 100 %.